История профсоюзов: зарождение

Вся история профсоюзов насчитывает немногим больше двух веков.

Уже на этапе своего становления профсоюзы не только в определенной степени зависели от огромного количества социально-экономических, политических, исторических и других аспектов, но и самым непосредственным образом оказывали влияние на них. В последующем это влияние только усиливалось.

Первые профсоюзы образовались как организации самопомощи трудящихся. Опираясь на традиции ремесленных товариществ, они действовали как кассы взаимопомощи. Профсоюзы того времени были не очень долговечными, созданные в момент организации или проведения стачечной борьбы они прекращали свою деятельность сразу как только прекращалась забастовка. Тем не менее, не успев появиться, профсоюзы тут же попали под запрет. Для борьбы с профессиональными союзами предприниматели использовали самые разнообразные средства. Зачастую профсоюзы напрямую не были запрещены, но, например, в Америке существовал закон, запрещавший любые ассоциации граждан как организации, подрывающие индивидуальную свободу. С 1971 по 1800 год в Англии и Франции за создание рабочих коалиций была установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до трех лет. Однако во второй половине XIX века в большинстве стран запрет на создание профсоюзов был снят. Созданные из касс взаимопомощи профсоюзы ставили перед собой такие задачи как забота о тех, кто в результате болезни, потери работоспособности или по иным причинам был в бедственном положении. Источником средств для этого служили взносы участников в общий фонд, однако, зачастую деньги в фонд вносили и работодатели. Но в таких случаях права распоряжаться фондом у рабочих фактически не было.

Увеличение забастовочной активности и, как следствие, рост числа профсоюзов наблюдался во многих развитых странах в период с 1871 по 1917 год. Весь этот период характеризуется глубоким экономическим кризисом, который в первую очередь ощутили на себе работники предприятий: инфляция, безработица, закрытие производства, а также острая политическая борьба.

В 90-х годах XIX во Франции появились так называемые «желтые» профсоюзы. Они отличались от остальных тем, что выступали против всех форм социализации, против любых стачек, стремились добиться участия работников в прибыли компании. Но уже в 1911 году они фактически прекратили свою деятельность.

Цели деятельности профсоюза и методы достижения поставленных целей зависели, прежде всего, от того, какого направления развития общества придерживались лидеры профсоюзных организаций. Помимо стандартных требований, таких как повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение прочих условий труда, снижение безработицы и сокращений, в этот период профсоюзы выдвигают большое количество требований политического рода: узаконивание права рабочих на объединение в профсоюзы и другие организации, правовая регламентация отношений в промышленности, введение всеобщего избирательного права, расширение всеобщего образования.

К концу XIX века многие профсоюзы развитых капиталистических стран обладали уже серьезной финансовой мощью. Профсоюзы владели огромными средствами, им принадлежало большое количество различных активов, во многих странах существовали банки, принадлежащие профсоюзным организациям. При этом на данном этапе многие профсоюзные организации отказались от выполнения благотворительных функций и выплат различных видов пособий. Главным образом это было связано с тем, что функции социального страхования взяли на себ государственные органы.

В 17 году XX века волна революций, выступлений и стачек, зачастую переходящих в политические, повлекла высокий уровень забастовочной активности, численность профсоюзов выросла почти в 6 раз. К началу XX века профсоюзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны.

Забастовки 1919-1920 годов носили ярко выраженный политический характер. Выдвигались следующие требования: во Франции - захват средств производства, национализация железных дорог, в Италии требовали признать и прекратить преследование профсоюзных организаций, а также прекратить интервенцию против России, в Германии хотели свержении монархии, передачи власти Советам. В результате, в ряде стран были приняты законы об ужесточении требований к профсоюзами проводимым забастовкам. Тем не менее, в большинстве стран в этот период право заключать коллективные договоры получило законодательное закрепление.

Во многих странах в этот период формируются институты разрешения разногласий в системе социально-трудовых отношений (в основном бипартизм). Так, в Англии в 1927 году принят закон о создании согласительных комиссий и советов с целью разрешения противоречий интересов работника и работодателя. В 1924 году в Германии создаются уже трехсторонние комиссии.

В 1929- 1933 годах произошел мировой экономический кризис, повлекший за собой инфляцию, безработицу, снижение зарплат, ухудшение прочих условий занятости. Депрессия разрушила начавшиеся процессы демократизации и гуманизации трудовых отношений. Профсоюзы многих стран взяли обязательство не требовать повышения зарплаты, сокращали прочие требования, отказывались от проведения забастовок, следствием такой политики стало сокращение числа членов профсоюза.

В послевоенные годы развитие профсоюзного движения связано в первую очередь с послевоенным «переделом мира». Число стран, в которых активизировалось, а в некоторых случаях и только появилось, профсоюзное движение, значительно возросло. Профсоюзы создавались в странах Латинской Америки, в социалистических странах, в большинстве стран явились различные политические партии и международные профсоюзные организации, в результате, профсоюзное развитие проходило по тем же этапам, но более быстрыми темпами. Цели, функции и методы деятельности профсоюзов зависели, прежде всего, от политической ситуации. В тех странах, где был установлен капиталистический строй, в среде профсоюзов продолжалась борьба между анархо-синдикалистским, коммунистическим и социал-реформистским течениями. В социалистических странах профсоюзная деятельность строилась по образцу СССР.

Кроме того, после окончания Второй мировой войны наблюдается подъем общедемократического движения, закрепление гражданских прав и свобод, включая профсоюзные.

На фоне вышеперечисленных изменений происходит усиление влияния профсоюзов, интеграция профсоюзных организаций. С октября 1949 года было восстановлено профсоюзное движение в ФРГ, когда было создано Объединение немецких профсоюзов (ОНП). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе рабочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), выросших в 60-е годы, была образована Профсоюзная конфедерация рабочих комиссий. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах рабочее и профсоюзное движение все более заявляло о себе как о реальной силе, с которой уже нельзя было не считаться. Значительные изменения произошли в членской базе профсоюзов. В послевоенный период более чем в 2 раза выросла численность населения, изменился состав – в профсоюз вступило много женщин, молодежи, выросла доля инженеров, техников, служащих, научных работников.

К концу 50-х годов XX века деятельность профсоюзов можно было охарактеризовать следующим образом: инициатива создания профсоюзов в развивающихся странах принадлежит, как правило, не работникам; в развивающихся странах профсоюзы продолжают не только существовать, но и выполнять свои функции, усиливать свое влияние; стабилизируется не только политическая и экономическая обстановка стран, но и профсоюзное движение; большая часть защитных функций перешла в обязанности государства; профсоюзные организации постепенно превращаются в сложные организационные системы; оторванные от членской массы профсоюзы выдвигают, как правило, требования глобального характера, которые удовлетворяются посредством коллективных переговоров на высших уровнях.

В 70-х годах многие западные государства перешли к трехсторонней современной форме корпоративизма, а правительства стали проводить социальную и экономическую политику на основе переговоров и консультаций с влиятельными профсоюзными движениями и ассоциациями работодателей. Профсоюзы сдерживали забастовочные движения, работодатели обещали согласовывать свои чатные интересы с интересами государства, а государство гарантировало социально ориентированную политику и экономический рост.

К этому моменту профсоюзы уже добились очень многого: благодаря их усилиям появились оплачиваемые выходные, уровень минимальной зарплаты, законы о безопасности на рабочем месте, детском труде и максимальном размере рабочей недели.

В период с 1970 по 1980 годы в связи с мировыми энергетическими кризисами и падением эффективности экономики, положение дел в профсоюзах существенно ухудшилось. Стал заметен рост технологической безработицы и, как следствие, деквалификация отдельных категорий работников, социальная дискриминация, ухудшение социально-психологического климата в рабочей среде. Лидеры профсоюзов подчас не санкционировали те или иные забастовочные выступления. Тем не менее, во второй половине 1970 годов число стачек возросло.

Важным событием данного периода является то, что во многих странах законодательно была закреплена обязательность исполнения положений коллективных соглашений всеми работодателями отрасли. Но и наблюдается бюрократизация коллективных переговоров на национальном уровне, формализм в заключении локальных коллективных договоров.

В 80-е годы, несмотря на разный уровень развития экономики и на национальные особенности развития профсоюзного движения, у профсоюзов разных стран наблюдается одна общая проблема – резкое снижение числа членов профсоюза.

В большинстве случаев, перечисляя объективные факторы снижения профсоюзного членства, исследователи указывают на экономический кризис, научно-техническое развитие, глобализацию, развитие конкуренции, структурные изменения экономики, занятости и индивидуализацию.

Экономические кризисы 1973, 1982, 1990 годов представляли собой небывалое сочетание стагнации и инфляции. Резкое увеличение темпов роста цен, высокий уровень безработицы, который среди работников порождает страх потерять работу в случае вступления в профсоюз, кроме того, во многих странах в этот период замораживается зарплата, урезаются пособия.

Рабочее движение повсеместно столкнулось с большими трудностями, при этом масштаб проблем зависел от государственной политики. Страны в основном следуют двум моделям развития – неолиберальной и континентально-европейской.

Правительства, придерживающиеся либеральной модели, проводили целенаправленную политику поощрения конкуренции. Антипрофсоюзные и антизабастовочные законы были приняты в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Бельгии, Италии. Наиболее яркий пример неолиберальной политики представила Америка во главе с Рональдом Рейганом и Англия в лице Маргарет Тэтчер.

Европейские страны, напротив, стремились смягчить последствия «неолиберальной революции». Принимались законы, расширяющие права работников на участие в управлении, усиление роли государства в сфере трудовых отношений, направленное в большинстве случаев на смягчение негативных последствий перестройки экономики.

Социально-экономические сдвиги, с особой силой происходившие в 80-е годы, имели не циклический, а структурный характер. Уменьшилась относительная роль обрабатывающей промышленности, в которой была занята наибольшая доля членов профсоюза, возросли масштабы сектора услуг, где уровень членства был наименьшим. Так, например, в США, в период с 1950 до последних месяцев 1999 года общая численность работающих по найму в несельскохозяйственных отраслях выросла с 45 млн. человек до 129,5 млн. человек. Самый большой рост занятости наблюдался в секторе здравоохранения и других секторах сферы обслуживания.

Результатом отраслевых структурных сдвигов явились серьезные социальные проблемы в области занятости. Профсоюзы впервые столкнулись с проблемой массовой безработицы, перед ними встала задача: с одной стороны, смягчить социальные последствия неизбежного переструктурирования, а с другой – не выступать против решений, имеющих целью модернизацию производства, пытаясь сохранить рабочие места.

Социализация экономики и стремление работодателей способствовать росту удовлетворенности трудом работника подрывает защитные функции профсоюзов. Противоборство профсоюзов с нанимателями и государством теряет идеологический накал. В центр переговоров ставятся вопросы повышения производительности труда и повышения эффективности деятельности компаний.

С течением времени функции профсоюзов несколько видоизменились. В наши дни профсоюзы оказывают влияние не только на нанимателей, но и на финансовую и законодательную политику правительства.

В последние десятилетия понимание защитной функции профсоюзов несколько изменилось. Если ранее основной задачей профсоюзы считали повышение оплаты и условий труда, то сегодня их основная практическая задача состоит в том, чтобы не допустить увеличения уровня безработицы и повысить занятость. Это означает сдвиг приоритетов от защиты уже работающих к защите интересов всех лиц наемного труда. Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников не на уровне фирмы, а в государственных и общественных органах. Целью представительства является создание дополнительных (по сравнению с уже существующими) льгот и услуг (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д.). Профсоюзы могут представлять интересы работников, участвуя в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступая с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвуя в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимая участие в разработке государственных программ охраны труда и т.д. Включаясь в политическую борьбу, профсоюзы активно занимаются лоббизмом – защищают прежде всего те решения, которые повышают спрос на производимые работниками товары и, тем самым, спрос на рабочую силу. Так, американские профсоюзы всегда активно выступали за меры протекционизма – ограничения ввоза в США зарубежных товаров.
Профсоюзное движение прошло большой путь развития. Профсоюзы меняли на разных этапах социально- экономической жизни: лозунги, название своих органов, методы и формы работы, но никогда не изменяли своей сущности - всегда оставались представителем и защитником интересов трудящихся.

 


История профсоюзов в России

В 1863 году России вступила на путь капиталистического развития, объявив Манифест об отмене крепостного права. В связи с этим наблюдается быстрый рост численности фабрично-заводского пролетариата и его концентрация на крупных предприятия.

Условия труда были чрезвычайно тяжелыми – рабочий день составлял 13-14 часов, а иногда доходил и до 16 часов. Политическое и экономическое бесправие рабочих масс вызывало у них протест и ненависть к эксплуататорам, стремление объединиться и бороться против социальной несправедливости. В ходе стачечного движения 1901-1902 годов возникают стачечные комитеты, заводские комиссии, делегатские собрания. Уже в 1905 году образуются качественно новые объединения: массовые, открытые, самочинные, созданные по производственному признаку явочным порядком. Первыми такие профсоюзы стали образовывать рабочие-железнодорожники вместе с металлистами, тестильщиками. В этом же году предпринимаются попытки создания общероссийского центра профсоюзов. В октябре 1905 года в Москве собралась первая Всероссийская конференция профсоюзов.

Этот этап характеризуется отсутствием законодательных основ для функционирования профсоюзов, их полулегальным положением. Требованиями первых профсоюзов были: улучшение условий труда и своего экономического положения. В этот период профсоюзы России сыграли важную роль в организации местных забастовок, в создании легальных общественных организаций, в использовании трибуны Госдумы для защиты социально-экономических интересов трудящихся.

С началом перемен в экономике и общественной жизни России начали повсеместно возникать массовые профсоюзы. Численность членов профсоюза в 1917 году – 693,3 тысячи человек, а к концу 1918 года число выросло до 10 миллионов. После революции 1917 года основными вопросами, которыми занимался профсоюз были: вопросы организации и управления производства, тарифная политика, ликвидации безработицы, безграмотности, продовольственного кризиса.

История возникновения Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Создание профессионального движения рабочих транспорта было связано с обострением борьбы рабочего класса царской России за свое освобождение от гнета эксплуатации. Стачечное движение проходило, как правило, под лозунгами экономического характера, однако в ряде случаев выдвигались и политические требования.

Особую роль в рождении профсоюза сыграли высокая организованность и сплоченность автотранспортников Москвы и Петрограда в период Октябрьской социалистической революции.

Первая профсоюзная организация в России была создана в период с 12 по 18 сентября 1919 года, когда I-ый Всероссийский съезд транспортников провозгласил образование Профсоюза транспортных рабочих, избрал Центральный комитет и принял программу действий.

Именно это событие считается началом многолетней истории профсоюза, которая неотделима от истории нашего государства и общества.

Спустя год после образования союза – в октябре 1920 года II Всероссийский съезд транспортников ставит вопросы хозяйственного строительства, создания самостоятельной отрасли автомобильного транспорта. Во исполнение решений II съезда, рассмотревшего вопрос «О значении местного транспорта и его организации», была проведена большая работа против распыления транспорта по различным отраслям.

Показательным является и провозглашенная в мае 1923 года на IV Всероссийском съезде профсоюза позиция о необходимости создания в стране собственного автомобилестроения. Это решение было принято профсоюзом еще до начала индустриализации страны.

Двадцатые годы можно смело назвать годами поиска, выработки и становления форм и методов профсоюзной работы.

В то же время, одним из основных направлений деятельности профсоюза была борьба с неграмотностью. И борьба была успешной: если в 1921 году среди общей массы транспортных рабочих было 43 процента неграмотных, то в 1922г. их стало 37 процентов, а в 1924г. – 8 процентов.

Одновременно профсоюз вплотную занимался проблемами участия рабочих в управлении производством, вопросами заключения коллективных договоров, оплаты и охраны труда, культурного обслуживания своих членов. Возникают такие формы, как производственные совещания и комиссии.

Велась целенаправленная разработка норм снабжения рабочих защитной спецодеждой, списков профессий рабочих с сокращенным рабочим днем, дополнительными отпусками.

В 1933 году были прекращены практика заключения коллективных договоров и регулярные отчеты избранных руководящих органов перед своими членами. В течение семнадцати лет (с апреля 1932 по апрель 1949гг) не проводились съезды профсоюзов СССР. Без участия профсоюзов стали решаться многие вопросы производства, труда, заработной платы.

Последствий административно-командных методов руководства, необоснованных преобразований не удалось избежать ни отрасли автомобильного транспорта, ни профсоюзу автотранспортников.

В сентябре 1934 года он был разукрупнен на три самостоятельных организации: профсоюз шоферов Москвы и Ленинграда, профсоюз шоферов Юга и профсоюз шоферов Востока.

В 1940 году профсоюзы шоферов были переименованы в профсоюзы рабочих автомобильного транспорта Центра, Юга и Востока. Центральные комитеты профсоюзов размещались соответственно в Москве, Харькове и Новосибирске.

Начавшаяся Великая Отечественная война круто изменила жизнь страны. Профсоюз автомобилистов развернул работу по вовлечению трудящихся на строительство оборонительных рубежей под Минском, Ленинградом, Киевом, Ростовом, Харьковом, Москвой. В автохозяйствах создавались отряды народного ополчения.

После изгнания в 1944 году врага за пределы Родины было признано нецелесообразным разделение рабочих автомобильного транспорта по трем профсоюзам. В 1944г. совместный пленум центральных комитетов трех профсоюзов принял решение об их объединении. На 1 октября 1944 года в структуре Профсоюза стало 11 республиканских, 5 краевых и 29 областных комитетов с численностью более 90 тыс. членов.

В 1947 г. на предприятиях автомобильного транспорта, как и в других отраслях народного хозяйства, возобновляется заключение коллективных договоров.

В 1957 году профсоюз объединяется с профсоюзом работников связи.

По истечении 11 лет - в январе 1968 года на очередном съезде профсоюза было принято решение о разукрупнении профсоюза на два самостоятельных – профсоюз работников связи и профсоюз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

В семидесятые – восьмидесятые годы прошлого столетия профсоюз объединял 14 тысяч первичных организаций, в которых состояло около 4 миллионов членов профсоюза.

Деятельность профсоюза, его органов на местах была направлена на улучшение охраны труда, здоровья тружеников, соблюдения трудового законодательства, решение бытовых жилищных вопросов. Решения о введении новых режимов труда, условий оплаты труда принимались с обязательным участием профсоюзных органов.

Несомненно новый этап истории профсоюза наступил с резким изменением политической и экономической обстановки в стране.

С повышением самостоятельности республик в составе СССР, стала очевидной необходимость структурных изменений и корректировки действий профсоюза.

28 сентября 1990 года на базе республиканской отраслевой профорганизации был образован Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РСФСР. На I съезде профсоюза был принят Устав, другие программные документы, определяющие его дальнейшую деятельность.

В октябре 1990 года на XVI съезде профсоюза принимается Декларация об образовании Всесоюзной Федерации профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которая впоследствии была реформирована в Международное объединение профсоюзов.

В связи с проведением рыночных реформ, приватизацией автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, появлением новых видов собственности стали изменяться и функции профсоюза.

На первый план вышли задачи усиления сплоченности рядов профсоюза и единства действий его организаций, последовательного и настойчивого отстаивания законных прав и интересов человека труда, защиты здоровья работников и их социального обеспечения.

С тех пор профсоюз ведет активную протестную деятельность. Неоднократно он был вынужден прибегать к привлечению внимания к проблемам отраслевых предприятий и их работников, защите своих требований путем проведения массовых коллективных действий.

В решении вопросов, относящихся к компетенции субъектов Российской Федерации, активную позицию занимают территориальные организации профсоюза.

 

История Московского городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

В августе 1917 года в Москве был образован союз шоферов, мотористов, слесарей, работающих по автоделу. Московский союз шоферов стал популяризатором автодела, инициатором создания Московского автомобильного клуба, издания "Автомобильного вестника", организатором автопробегов.

Московский союз стал главным инициатором создания в 1919 году Всероссийского профессионального союза транспортных рабочих.

Главным направлением работы Профсоюза до начала Великой Отечественной войны стало повышение профессиональной квалификации водителей.

Но с началом войны все транспортные предприятия страны были задействованы на выполнение задач Государственного комитета Обороны. В трудные послевоенные годы профсоюзные организации направили свою деятельность на восстановление в кратчайшие сроки разрушенного во время войны транспорта.

При активном участии профсоюза в середине 50-х годов развивается автомобильный транспорт общего пользования.

В 1957 году постановление Президиума ВЦСПС, Московский областной и городской комитеты профсоюза работников связи и и рабочих автотранспорта и шоссейных дорог разделились на самостоятельные профсоюзные объединения Москвы и Московской области – это и является официальной датой создания Московского городского комитета профсоюза. Московский городской комитет объединил профсоюзные организации предприятий Центрального телеграфа, Главпочтамта, Главмосавтотранса, с 1987 года Управления легкового транспорта города Москвы и с 1989 Мосгортранса.

Учитывая растущее значение развития автомобильного транспорта и связи, как самостоятельных отраслей экономики, в начале 1968 года на отраслевом съезде профсоюза было принято решение о разделении профсоюза на две самостоятельных организации – профсоюз работников связи и профсоюз работников рабочих автотранспорта и шоссейных дорог.

Наряду с решением производственных задач коллективы служб и подразделений транспортных предприятий и МГК профсоюза участвовали в организации по обслуживанию Олимпиады-80. 1400 водителей были задействованы в обслуживании спортсменов и гостей столицы во время олимпиады.

Большое внимание профсоюз уделял заключению коллективных договоров, решению социальных, жилищных проблем, улучшению охраны труда, здоровью работников, соблюдению трудового законодательства.

В 1987 году были выработаны основные направления перестройки деятельности профсоюза и всех его организаций. Эти изменения включили в себя перестройку организаторской работы комитетов профсоюза по повышению их роли и влияния на положение дел в трудовых коллективах в условиях демократизации и гласности, повсеместное утверждение атмосферы взаимной взыскательности, требовательности и ответственности, усиление влияния профсоюзных органов на скорейшее решение социальных вопросов.

С целью развития и совершенствования системы социального партнерства было заключено первое на 1993 год трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, Московской Федерацией Профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей.

Это соглашение лежит в основе отраслевых соглашений по городскому наземному пассажирскому транспорту и грузовому автотранспорту и заключенных коллективных договоров.

 


От общего к частному: история Территориальной профсоюзной организации ГУП «Мосгортранс»

 


Территориальная профсоюзная организация работников Государственного унитарного предприятия «Мосгортранс» была создана 18 сентября 2017 года на учредительной конференции делегатов первичных профсоюзных организаций работников филиалов и аппарата ГУП «Мосгортранс», с целью защиты трудовых прав членов ТПО ГУП «Мосгортранс», содействия повышению уровня жизни работников предприятия, консолидацией действий входящих в нее первичных профсоюзных организаций по представительству перед работодателями и объединяет на добровольных началах членов профсоюза, состоящих в первичных профсоюзных организациях в филиалах и в аппарате ГУП «Мосгортранс».

В состав ТПО ГУП «Мосгортранс» вошли все 25 первичных профсоюзных организаций работников филиалов и аппарат ГУП «Мосгортранс», а сама Территориальная профсоюзная организация ГУП «Мосгортранс» входит в структуру РОО Московского Городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

15 ноября 2017 года в филиале Центральный был подписан Коллективный договор ГУП «Мосгортранс», который будет действовать в течение трех лет. Коллективный договор разрабатывали представители работников и руководства ГУП «Мосгортранс» совместно с Территориальной профсоюзной организацией, для наибольшего учета интересов и прав всех сотрудников предприятия. Коллективный договор необходим для достижения оптимального баланса договоренностей между работниками и работодателем, который не регламентируется уже заключенным трудовым договором. Именно коллективный договор предусматривает стабилизацию трудовых правоотношений с работниками, обеспечение материальной заинтересованности работников по отношению к выполнению своих должностных обязанностей, обеспечение социальной защиты и материальной поддержки работников. Коллективный договор позволяет решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива.

Так, сразу после создания Территориальной профсоюзной организации, начала проводиться усиленная работа для обеспечения членов профсоюза помощью в юридических вопросах, содействием в организации летнего и зимнего отдыха, спортивные и культурно-массовые мероприятия.

По состоянию на март 2018 года в ГУП «Мосгортранс» насчитывается уже 24 814 членов профсоюза, что составляет 80,4% от общего числа работников.